Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50»
(МБДОУ «Детский сад №50»)
Тема проекта: «Все профессии хороши»
Тип проекта: познавательный, информационно – игровой, групповой
Продолжительность проекта: сентябрь 2024 – май 2025 года.
Авторы проекта:
Капорина Ольга Анатольевна, воспитатель, высшая категория;
Червоненко Любовь Анатольевна, учитель – дефектолог, высшая категория.
В настоящее время общественный запрос, поручение Президента России и Правительства Российской Федерации ставят задачи ранней профориентации и социализации и включения в активную жизнь общества людей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В современном мире увеличивается численность детей с нарушениями зрения. По данным федеральной службы государственной статистики, в России с каждым годом возрастает заболеваемость детей первого года жизни с диагнозом болезни глаза и его придаточного аппарата (Здравоохранение в России. 2019: статистический сборник. – Москва: Росстат, 2019. – 174 с.).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями также обоснована в ФГОС дошкольного образования – один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
В нашем образовательном учреждении тема ранней профориентации имеет значимость и актуальность:
– в рамках решения одной из годовых задач «Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов, направленную на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей посредством ранней профориентации»;
– в рамках реализации годового плана – педсовет «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»;
– по результатам диагностики детей – есть пробелы в знаниях (о трудовой деятельности взрослых: – Кто работает?); об основных трудовых процессах: – Что делает?; о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: – Чем пользуется? (какими инструментами); о взаимодействии людей разных профессий: – Кто кому помогает? Кто работает вместе?);
– по результатам анкетирования родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников» были получены следующие результаты:
– часть родителей считает необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников;
– часть родителей готова к сотрудничеству и принимать активное участие в профориентации ребенка (проведению совместных праздников, вечеров-встреч, экскурсий и т.п.).
Для решения вышеперечисленных проблем, мы решили реализовать проект по ранней профориентации детей с нарушением зрения.
Цель проекта: повышение компетентности всех участников педагогического процесса: воспитанников, родителей, педагогов.
Задачи проекта:
- Расширять кругозор и представления о различных сферах труда – познакомить детей с разнообразием современных профессий и рабочих специальностей и закрепить ранее изученные;
- развивать речь детей, расширять и активизировать словарь по теме;
- развивать познавательные процессы: мышление, память, внимание, воображение и познавательную активность детей;
- формировать представления о важности трудовой деятельности в жизни людей;
- развивать творческий потенциал и интерес детей средствами проектной деятельности, развивать познавательную активность, эмоциональную сферу;
- развивать зрительные функции глаз, остроту зрения;
- учить отражать результаты наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (ИЗО, трудовой, игровой, умственной);
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать навыки ориентировки в пространстве, учить ориентироваться на себе и на другом предмете;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- расширить знания родителей о ранней профориентации и социализации ребенка; об особенностях выбора будущей профессии с учетом зрительных возможностей;
- повысить уровень профессиональных навыков педагогов при организации работы по ранней профориентации воспитанников с нарушением зрения.
Проект реализуется воспитателем и учителем – дефектологом подготовительной группы. Для реализации проекта, мы решаем часть задач в рамках работы по лексическим темам: в теме «Школа» можно изучить профессии – учитель, методист, бухгалтер, повар, охранник, водитель, дворник и т.д.; в теме «Наш Алтай на карте мира» мы раскрываем профессии, связанные с сельским хозяйством: агроном, механизатор, тракторист, зоотехник и т. д.; в теме «В здоровом теле – здоровый дух» – педиатр, окулист, офтальмолог и т.д.; в теме «Есть такая профессия – Родину защищать» – профессии специального назначения: десантник, пехотинец, моряк.. , военные учёные и инженеры и т.д.; в теме «Строительство» – бульдозеристы и экскаваторщики, каменщики, крановщики, штукатуры и маляры, электрики, сантехники …; в теме «Транспорт» – водитель, кондуктор, автослесарь, проводник, летчик …; в теме «Актеры первых уличных театров» – билетёр, гардеробщик, рабочий сцены, костюмер, гримёр, художник, осветитель, звукооператор, суфлёр, режиссёр, актёр …; в теме «Путешествие в прошлое книги» – писатель, издатель, художник – иллюстратор …; в теме «Зачем люди в космос летают?» – космонавт, инженер – конструктор, астронавт …
В повседневной жизни закрепляем знания о профессиях в детском саду: воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра …, на прогулке – профессия дворника, водителя (рядом дорога).
Во время специально организованных экскурсий, идет знакомство с миром профессий:
в библиотеку – библиотекарь;
в магазин – продавец, кассир, грузчик, товаровед, уборщицы, охранник.
Для детей подготовительной группы ведущей деятельностью остается игра, поэтому при организации сюжетно ролевых игр также закрепляются знания о профессиях: «Детский сад», «Школа», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Почта» и другие.
Работа по ранней профориентации проходит в разных видах деятельности: занятийная, совместная – наблюдения, беседы, игры, изготовление атрибутов для игр, рассматривание иллюстрационного материала, чтение художественной и познавательной литературы, самостоятельная.
Рабочий план по проекту
Содержание работы | Сроки выполнения
|
Результат | Ответственный |
Изучение научно-методической литературы, интернет – ресурса; составление плана работы на год
|
сентябрь | Составлен план работы с детьми и родителями | воспитатель
тифлопедагог |
Диагностика детей, анализ результатов.
Анкетирование родителей и анализ результатов анкет |
октябрь | Проведена диагностика детей и анкетирование родителей, анализ результатов. | воспитатель
тифлопедагог |
– Подготовка тематических консультаций, картотек, презентаций, буклетов для родителей.
– пополнение, обновление методического материала и пособий, атрибутов сюжетно ролевых игр и т . д.
|
октябрь – апрель
октябрь – апрель |
Составление совместно с родителями книги «Профессии моих родных»
Разработаны и оформлены консультации для родителей «Ранняя профориентация дошкольников с нарушениями зрения», «Как знакомить ребенка с профессией»
|
воспитатель
тифлопедагог |
– оформление методического материала:
– цикл бесед с детьми – дидактических и сюжетно ролевых игр.
|
октябрь – апрель | воспитатель
тифлопедагог |
|
4. Организация и проведение в группе
тематических занятий; настольно – печатных, дидактических и сюжетно ролевых игр; бесед; просмотр презентаций и иллюстраций |
в течение года | воспитатель
тифлопедагог |
|
7. Участие в семинарах, вебинарах по теме проекта | в течение года | воспитатель
тифлопедагог |
|
8. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на итоговом педсовете планирование работы на следующий учебный год | май | воспитатель
тифлопедагог |
В результате выполнения проекта предполагается достичь следующих результатов:
– повышение уровня знаний дошкольников о профессиях (сравнительный анализ результатов диагностики: сентябрь-октябрь, апрель-май);
– повышение компетентности родителей при выборе будущей профессии детей с учетом зрительных возможностей;
– повышение профессиональной компетентности педагогов;
– пополнение РППС группы.